Mercedes-Benz заслуживает место на заглавном снимке, потому что истори€ автомобил€ начинаетс€ с его прародителей 
Mercedes-Benz заслуживает место на заглавном снимке, потому что истори€ автомобил€ начинаетс€ с его прародителей 

¬ каком году у вас по€вилс€ первый автомобиль с кондиционером или автоматом? ¬ 2008-м? »ли 1995-м? ѕодобные изобретени€ кажутс€ нам сравнительно новыми, хот€ те же кондиционеры став€т на машины уже почти 70 лет, автоматы же по€вились ещЄ до ¬торой мировой войны. —егодн€, в день рождени€ автомобил€, вспоминаем, как из неказистой повозки он превратилс€ во всеобщего любимца.

—емь шагов до автопилота: в день рождени€ автомобил€ вспоминаем, как он перестал быть гадким утЄнком

ѕервый автомобиль и проблема репродуктивности

¬ этот день 134 года назад  арл Ѕенц подал за€вку на патент DRP 37435, проще говор€, на первый в истории автомобиль. јвтомобиль это изобретение, правда, напоминало мало.

“от самый первый Benz: двигатель у него, кстати, уже был четырЄхтактным
“от самый первый Benz: двигатель у него, кстати, уже был четырЄхтактным

Ќо в начале XX века формат устаканилс€: четыре колеса с надувными шинами, несуща€ рама, переднее расположение двигател€, задний привод — эта формула станет основной на ближайшие 35 лет.

Ford Model T («∆ест€на€ Ћиззи») был выпущен фантастическим тиражом — более 16 миллионов экземпл€ров. Ёто больше, чем современных Ford Focus
Ford Model T («∆ест€на€ Ћиззи») был выпущен фантастическим тиражом — более 16 миллионов экземпл€ров. Ёто больше, чем современных Ford Focus

–азвитие автомобил€ в первой трети XX века напоминало эволюцию одноклеточного существа, дл€ которого главна€ добродетель — способность к воспроизводству. » √енри ‘орд решил проблему репродуктивности, запустив конвейерное производство Ford Model T — первого по-насто€щему массового автомобил€.  стати, сейчас дл€ таких раритетов они сто€т сравнительно недорого

Ѕуйство форм и один важный «—итроен»

¬ середине 30-х случилс€ своеобразный  ембрийский взрыв, когда многообразие форм резко выросло. ¬ этот период по€вились первые серийные коробки-автоматы и дизельные двигатели (при том, что сам по себе дизель изобрели в конце XIX века). ј два других революционных свойства по€вились на одной модели — Citroen Traction Avant: передний привод и несущий кузов. ≈сли высшие организмы предпочли внутренний скелет внешнему, то автомобиль, наоборот, отказалс€ от хребта в пользу твЄрдой оболочки — пр€мо как насекомые. 

Citroen Traction Avant определил эпоху: помимо несущего кузова и переднего привода на нЄм по€вились независимые подвески всех колЄс и реечное рулевое управление. ¬сЄ ещЄ считаете французские марки вторичными?
Citroen Traction Avant определил эпоху: помимо несущего кузова и переднего привода на нЄм по€вились независимые подвески всех колЄс и реечное рулевое управление. ¬сЄ ещЄ считаете французские марки вторичными?

“ехнологи€ милитаристов

ѕолноприводные машины по€вились ещЄ в начале XX века, но особенных преимуществ не давали и в естественном отборе могли бы не выжить. Ќо потом изменились услови€ среды, и перед ¬торой мировой войной отпочковалс€ новый класс — внедорожники.

Willys MB — архетипичный внедорожник и первый массовый автомобиль с полным приводом (тираж более 650 тыс€ч). ќн же считаетс€ родоначальником марки Jeep (еЄ модель Wrangler — на заднем плане)
Willys MB — архетипичный внедорожник и первый массовый автомобиль с полным приводом (тираж более 650 тыс€ч). ќн же считаетс€ родоначальником марки Jeep (еЄ модель Wrangler — на заднем плане)

Ќа легковых машинах полный привод прижилс€ лишь к началу 80-х годов, в основном ради омологации машин дл€ спортивных соревнований. 

Audi Quattro 1980 года — одна из первых легковушек с полным приводом, который вошЄл в моду в том числе благодар€ раллийным успехам марки
Audi Quattro 1980 года — одна из первых легковушек с полным приводом, который вошЄл в моду в том числе благодар€ раллийным успехам марки

ј в середине 90-х Toyota с моделью RAV4 создала ещЄ один класс — кроссоверы (паркетники). ‘ормат оказалс€ сверхуспешным, и скоро за «“ойотой» подт€нулись другие. 

Toyota RAV4 считаетс€ первым кроссовером, хот€ это звание оспаривает наша «Ќива» — полноприводник с несущим кузовом.  стати, у первых поколений RAV4 полный привод был посто€нным. ћуфты вошли в моду позже
Toyota RAV4 считаетс€ первым кроссовером, хот€ это звание оспаривает наша «Ќива» — полноприводник с несущим кузовом.  стати, у первых поколений RAV4 полный привод был посто€нным. ћуфты вошли в моду позже

ѕолный привод за это врем€ тоже эволюционировал: на легковушках схема с трем€ дифференциалами уступила место «паркетному» полному приводу с муфтой, котора€ подключает задние колЄса по необходимости.

 ак автомобиль стал симпатичным

ƒовоенные автомобили выгл€дели глазастыми и растопорщенными — в моде были выносные крыль€, громоздкие решЄтки радиаторов и фары на тонких ножках. Ќо после войны по€вились кузова-понтоны, в которых капот сопр€галс€ с крыль€ми, а крыль€ — с остальным кузовом.

Mercedes Ponton (W120) 1953 года: попытки сделать кузова без выносных крыльев и фар предпринимались и до этого, но в моду они вошли после этой модели. “акой стиль оформлени€ какое-то врем€ называли понтонным
Mercedes Ponton (W120) 1953 года: попытки сделать кузова без выносных крыльев и фар предпринимались и до этого, но в моду они вошли после этой модели. “акой стиль оформлени€ какое-то врем€ называли понтонным

“ак автомобиль обрЄл гладкость, а дизайнеры нащупали новые формы, которые вылились (почти буквально) в такие шедевры, как Jaguar E-Type.

Jaguar E-Type (1961–1975) многие до сих пор считают самым красивым автомобилем в истории 
Jaguar E-Type (1961–1975) многие до сих пор считают самым красивым автомобилем в истории 

ѕотребительство и политкорректность

Chrysler Imperial 1953 года — один из первых серийных автомобилей с кондиционером в качестве опции
Chrysler Imperial 1953 года — один из первых серийных автомобилей с кондиционером в качестве опции

ѕосле войны из укрощЄнного монстра автомобиль всЄ больше превращалс€ в домашнее животное. Ќе последним аргументом стал комфорт, и в 50-х машины обзавелись, например, кондиционерами и усилител€ми рул€. 

Mercedes-Benz 300 SL середины 50-х имел пр€мой впрыск топлива в цилиндры, но дл€ того времени технологи€ была слишком эксклюзивной и в массы пошла значительно позже
Mercedes-Benz 300 SL середины 50-х имел пр€мой впрыск топлива в цилиндры, но дл€ того времени технологи€ была слишком эксклюзивной и в массы пошла значительно позже

¬прыск топлива, как и полный привод, вызревал очень долго. «наменитые Mercedes-Benz 300 SL имели впрыск бензина в цилиндры, но на массовых автомобил€х пр€мой впрыск по€вилс€ 50 лет спуст€. «ато в 60-х карбюраторы стали уступать впрыску во впускной коллектор, и развитие электроники превратило «инжекторы» в доминирующую технологию.

¬ те же годы по€вились каталитические нейтрализаторы, дожигающие вредные компоненты выхлопа. —винец в бензине был опасен дл€ них, и в 70-х началась борьба с этилированным бензином. ј в 90-х по€вились пресловутые нормы «≈вро», ограничивавшие токсичность выхлопа: сегодн€ действует их шеста€ редакци€. 

Oldsmobile Tornado — первый автомобиль с подушками безопасности (дл€ водител€ и пассажира), который вышел в свободную продажу
Oldsmobile Tornado — первый автомобиль с подушками безопасности (дл€ водител€ и пассажира), который вышел в свободную продажу

¬о второй половине XX века резко вырос травматизм на дорогах, и потому стали внедр€тьс€ ремни безопасности, а в 70-х по€вились первые подушки. ѕостепенно их количество росло, и сегодн€ нормой считаютс€ шесть подушек: две фронтальные, две боковые и две шторки.

јвтомобиль обзаводитс€ мозгом

ƒолгое врем€ автомобили были абсолютно «механическими», и даже у первых автоматов логика работы воспроизводилась за счЄт гидравлических устройств. ’итроумные каналы и клапаны работали как транзисторы и диоды.

Ќо развитие электроники облегчило многие задачи, и особенно — в области экологии и безопасности. ¬прыск топлива стал электронным, а в начале 80-х по€вились первые помощники водителю — антиблокировочные системы. ¬ середине 90-х на Mercedes-Benz S600 дебютировала одна из самых полезных опций — система стабилизации (ESP). ј потом пошло-поехало: активный круиз-контроль, система удержани€ в полосе, автоматическое торможение...

»ннополис — студенческий городок под  азанью, где в тестовом режиме езд€т около 50 яндекс-машин с автопилотами. ¬ некоторых на водительском месте никого: оператор сидит справа
»ннополис — студенческий городок под  азанью, где в тестовом режиме езд€т около 50 яндекс-машин с автопилотами. ¬ некоторых на водительском месте никого: оператор сидит справа

» хот€ пока всЄ это выгл€дит лишь зачаточной технологией, на горизонте прорисовываетс€ наше будущее — машины с полноценным автопилотом. Ќад одной из них, например, довольно успешно работает «яндекс».

Tesla намекает

¬о второй половине нулевых калифорнийска€ компани€ Tesla тоже сделала рискованную ставку, и она окупилась.  омпани€, не имевша€ опыта в автопроме, решила начать с электромобилей. 

Tesla Roadster (2008–2012) построена на шасси отличного спорткара Lotus Esprit, а потому не казалась ущербной на фоне «нормальных» машин, несмотр€ даже на электропривод. –азгон до 100 км/час за 4 секунды добавл€л азарта
Tesla Roadster (2008–2012) построена на шасси отличного спорткара Lotus Esprit, а потому не казалась ущербной на фоне «нормальных» машин, несмотр€ даже на электропривод. –азгон до 100 км/час за 4 секунды добавл€л азарта

Tesla Roadster — не пионер среди электромобилей вообще (они по€вились ещЄ в XIX веке), но первый аппарат на электрот€ге, который хотелось купить. ѕотом вышла Tesla Model S, Model X, Model 3, а попутно случилс€ скандал с моторами Volkswagen (дизельгейт), и против дизелей началась массова€ кампани€. «а пару лет электромобили из фрик-машин превратились в основной тренд автопрома.

C 2016 года Tesla Model S получила продвинутую систему помощи вождению — практически автопилот. Ќо после серии аварий в компании стали акцентировать внимание, что водитель должен следить за обстановкой 
C 2016 года Tesla Model S получила продвинутую систему помощи вождению — практически автопилот. Ќо после серии аварий в компании стали акцентировать внимание, что водитель должен следить за обстановкой 

Ќо у «“еслы» был ещЄ один козырь в рукаве — почти полноценный автопилот. ѕравда, перва€ эйфори€ и некий оппортунизм привели к р€ду трагедий, но «“еслы» всЄ равно проезжают в автопилотируемом режиме миллионы километров.

јвтомобиль доживает последние годы

ѕо крайней мере, в его классическом виде. ѕомимо автопилота и электрот€ги развиваютс€ технологии каршеринга, и есть верси€, что люди будут всЄ чаще отказыватьс€ от личного транспорта в пользу автопилотируемых такси. ’от€ те из нас, кто застал расцвет традиционного автопрома, наверн€ка будут скучать по временам, когда нужно было дЄргать рычаг коробки и аккуратнее дозировать т€гу.

¬ерите ли вы, что через 20–30 лет мы перес€дем на электромобили с автопилотами?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, вполне
  • ¬ерю в электромобили
  • ¬ерю в автопилот
  • –азве что лет через п€тьдес€т
  • ≈рунда это всЄ
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€